Каждая из частей такого триптиха включает как выставку группы, так и сольную экспозицию одного из ее участников. На сей раз – Андрея Филиппова. Для своей выставки он создал сумму разнообразных произведений, среди которых центральное место занимают электро-динамические объекты – складывающиеся и разворачивающие веера с изображением небес. За каждым из вееров расположен светящийся диск с изображением руки ангела, держащей свиток: диск открывается взгляду в тот момент, когда веер начинает складываться. Вся инсталляция в целом была названа художником "Веерным отключением".
В своем техническом значении термин "веерное отключение" означает полное или частичное ограничение режима потребления электроэнергии. Но понятно, что у Филиппова это значение – всего лишь смысловой триггер, запускающий цепочку метафор. Для автора ограничение-отключение прежде всего ассоциируется с концом света в его иудео-христианской версии, а точнее, с одним из событий глобального финала, когда "небо скрылось, свившись как свиток" (Откровение Иоанна Богослова. 6:14) или, согласно Книге пророка Исаии (34:4), когда "небеса свернутся, как свиток книжный". Библейское сравнение небес со свитком художник превращает в тождество свитка и неба, а еще точнее, меняя свиток на веер, подает последний как книгу-картину небес. Так картина, книга, свиток и веер у Филиппова - варианты одной формы, происхождение которой следует искать не в европейской, а в восточной, в частности, в китайской традиции. Свиток, веер и ширма там издревле служили и для записи текстов (по сути, были различными форматами книги), и в качестве основы для живописи, что выглядело более чем естественно, поскольку письменность и изображение в этой культуре выросли из общего корня и потому с легкостью объединялись. Если к тому же вспомнить, что "китайщина" всегда была важна для московских концептуалистов, и они, в известной мере, ассоциировали себя со старокитайскими учеными литераторами-художниками, то логика возникновения "Веерного отключения" становится еще яснее.
Автор: