PAPER CHAPELS… БУМАЖНЫЕ ЧАСОВНИ…CHAPELLES EN PAPIER... Новый проект Никиты Алексеева развивает и конденсирует эффект особой атмосферы, рождающейся вокруг работ на бумаге: текстов, графических серий, инсталляций, которые разделены здесь на двадцать отдельных зон – "часовен". Сам художник приписывает происхождение этой легкой и ненавязчивой эстетики архитектурному стилю Гридчинхолла, в котором читаются конструктивистская любовь к простым ахроматическим материалам, большим окнам и пуристскому интерьеру. В продолжение архитектурной стилистики выставочного пространства Алексеев обустраивает вдоль стен двадцать тематических ниш, например: "Часовня фотосинтеза", "Часовня красных крестов", "Часовня чебуреков", "Часовня ненужных денег" или "Часовня зимнего листопада". В отличие от реальной практики обустройства и функционирования часовни – небольшой церковной постройки без алтаря, без постоянного штата служителей, с приглашенными священниками, – в часовнях Никиты Алексеева не подразумевается никакой, даже эпизодической литургической активности.
Это капеллы музейного типа, какие существуют в огромных католических соборах, работающих как музеи. Все посвящения здесь уже задуманы, дарения осуществлены, службы отзвучали, и на долю нынешних служителей остается лишь замена цветов и восполнение листочков экспликаций, растаскиваемых туристами. Что же стоит за посвящениями этих часовен? Предоставив зрителю окончательное право ответа на этот вопрос (на двадцать версий ответа), отметим лишь, что в этом проекте автор остается верным себе, он продолжает вести сложную интеллектуальную игру со знаками, образами, ассоциациями и аффектами – с последними, пожалуй, в большей степени, чем в других своих работах. "…Знаки суть тени, играющие на поверхности тел", писал Жиль Делез в "Критике и клинике". Никита Алексеев это и воплощает. Каждая часовня обозначает это пространство аффекта, где акцентируется текучесть знака, его амбивалентность – условный характер и в то же время парадоксальная живость. Все, якобы имеющее здесь "метафизический" статус, на самом деле является результатом связи, воздействия, взаимовлияния, как снег и ветер влияют на листок бумаги, чья дрожь передается изображенному растению. Страстный путешественник и коллекционер путевых озарений, художник предлагает сейчас новое приключение. Такие произведения-авантюры Алексеев показывает уже с давних пор, если вспомнить его ранние альбомы и свитки "Путешествие Родины" и "Приключения черного квадрата". Теперь же перед нами разворачивается пространственно-временная сюита, маршрут которой выстраивается художником по аналогии с нишами и складками собственной памяти.
Автор: