Art Deco принято считать уникальный стиль 20-30 гг XX века, воплотившийся в удивительных произведениях живописи, прикладного искусства, архитектуры, полиграфического и промышленного дизайна. Свое название стиль Ар Деко получил в честь знаменитой парижской из Exposition Internationale des Arts Décoratifs et Industriels Modernes (Международной выставки современных декоративных и промышленных искусств) 1925 г. Всем вещам, выполненным в стиле Ар Деко, будь то шоколадная обертка или "Chrysler building", присущи в той или иной степени строгость форм, геометризм, использование роскошных материалов и цветовых контрастов.
Вопреки привычному представлению об Art Deco как о последнем "чистом" и новаторском стиле в искусстве XX века, на выставке Art Deco показано как явление удивительно противоречивое и эклектичное. Кроме того, в экспозицию вошли произведения искусства, никоим образом не относящиеся к Art Deco, иллюстрирующие скорее эпоху и источники, которыми вдохновлялись мастера Art Deco. В результате представлена очень яркая палитра : от шедевров мирового уровня до квазиэстетского китча и реминисценций на серебряный век из совсем недавнего прошлого. Получилось, что "deco" важнее, чем "art".
К предтечам Ар Деко кураторы отнесли и Альфонса Муху (ярчайшего представителя противоположного стиля Art Nouveau), и художников объединений "Бубновый валет" и "Голубая роза", и всех оформителей дягилевских "Русских сезонов", что, безусловно, не лишено оснований. Но если мыслить слишком широко при формировании экспозиции, то можно и Апрельские тезисы В.И. Ленина отнести к идеологическим источникам и условиям формирования Ар Деко.
Все произведения предоставлены частными коллекционерами, большинство из них впервые публично демонстрируется в России. Очевидно, разность стратегий коллекционирования и объясняет удивительную эклектичность всей экспозиции. Впрочем, размытость концепции не лишает выдающейся художественной ценности произведения Натальи Гончаровой, Льва Бакста, Александра Яковлева, Бориса Кустодиева, Сергея Судейкина, Эрте, Дмитрия Чипаруса, Александра Архипенко. Хотя, если бы некоторые экспонаты были из выставки исключены, она ничуть не потеряла бы ни в зрелищности, ни в полноте охвата темы.
Выставка разделена на три части. В первой представлены работы художников, которые сотрудничали со знаменитыми "Русскими Сезонами" Сергея Дягелева. В частности, на выставке представлено несколько эскизов Натальи Гончаровой к дягилевским балетам, среди них рисунок костюма к балету "Золотой Петушок" . Также в экспозиции представлен рисунок женщины-флаппер – символа ар деко.
Вторая часть экспозиции - "Скульптура из бронзы и слоновой кости стиля ар деко". Галерее "Ар Деко" принадлежит внушительная коллекция скульптур Дмитрия Чипаруса, который в 1920-е годы создал множество произведений по мотивам русских балетов. Некоторые из них досконально воспроизводили портретное сходство с русскими танцовщиками. Так, скульптура "Персидский танец", представленная на выставке, изображает Вацлава Нижинского и Иду Рубинштейн в балете "Шахерезада". Сохранились фотографические изображения этого балета и картины французского мастера ар деко Жоржа Барбье, изображающие артистов в таких же костюмах, как и в скульптуре Дмитрия Чипаруса. Аналогичные примеры будут показаны на выставке. Коллекция скульптур Чипаруса - наиболее целостная часть экспозиции. Третий раздел экспозиции можно условно назвать "Ар деко в русском искусстве". Сами организаторы выставки называют его "экспериментальным". Лишь в рамках эксперимента можно усмотреть отголоски утонченного Ар Деко в пышущих плотью рисунках Бориса Кустодиева. Также включение в этот раздел салонных картин Савелия Сорина наряду с Александром Яковлевым могло бы стать блестящим ироническим экспериментом, вроде соединения на одной площадке Ильи Глазунова и группы АЕС+Ф, но, похоже, сделано это всерьез.Помимо выставки уникальных, музейного уровня произведений, в рамках культурологического проекта, реализуемого Russian Art Institute, пройдет цикл интересных лекций под общим заголовком "Прививка варварства: от от русских балетов к декоративному стилю":
25 октября: Художники "Ballets Russes". Расцвет театральной графики в русском искусстве. Феномен дягилевской антрепризы. Эскизы декораций и костюмов. Роль русских балетов в формировании стиля Ар деко. История коллекционирования театральной графики. Лекцию читает: доктор искусствоведения, член-корреспондент РАХ А.В. Толстой.
1 ноября: Исполнители русских балетов. Вацлав Нижинский, Бронислава Нижинская, Тамара Карсавина, Ида Рубинштейн, Михаил Фокин, Анна Павлова. Артисты и легенды. История реконструкции: воссоздание балета "Петрушка" на сцене Большого театра. Лекцию читают: доцент Академии Хореографии, член редколлегии журнала "Балет" Г.В. Беляева-Челомбитько специальный гость – солистка Большого театра Анастасия Сташкевич
17 ноября: Стиль Ар деко. Искусство эпохи модернизма. Проблема стилистического феномена. Модернизм и Ар Деко. Коллекционеры. Ценовые тенденции и прогнозы. Скульптуры Александра Архипенко. Лекцию читает: доктор искусствоведения, ведущий научный сотрудник НИИ РАХ Т.Г. Малинина
13 декабря: Секреты мастерства хризоэлефантинной скульптуры. История и технологии создания скульптуры. Дмитрий Чипарус, Фердинанд Прайсс и другие мастера Франции, Германии, Австрии 1920-х-1930-х гг. Основы атрибуции хризоэлефантинных скульптур. Лекцию читают: специалисты галереи Ар деко.
15 декабря: Художники русской эмиграции и стиль Ар деко. Пути русской эмиграции. Париж. Берлин. Плеяда русских мастеров в контексте стиля Ар деко: Александр Яковлев, Василий Шухаев, Борис Григорьев, Андре Ланской, Александр Архипенко. Уникальность русских художников в европейском контексте. Структура ценовой волны на рынке искусства на примере произведений художников русской эмиграции. Лекцию читает: доктор искусствоведения, член-корреспондент РАХ, А.В. Толстой
Выставка открыта: 21 октября - 31 декабря 2010 года
Галерея "Ар Деко"
Russian Art Institute
Лужнецкая наб., д.2/4, кор.4, под. 2, эт 2
Автор: Эльвира Тарноградская