Сравнение с минимализмом в данном случае далеко не случайно. Работы Ксуты существуют в серии, по сути один и тот же мотив поддается бесконечной естественной вариации – мастер сознательно экономит художественные средства, попутно усиливая эффект узнавания более чем конкретных электропроводов в абстрактных линиях и спиралях. Именно в серийности заложены иная энергия и иное движение, смена зон уплотнения и разряжения задает определенную динамику, зрителя ведет не логика реальности, а пространственное устройство каждой композиции. Ксута в известном смысле не выстраивает фотографический кадр, то есть работает не только с пропорциями/объемами/плотностью реальных объектов, а решает чисто художественные задачи, как будто он волен расчертить городское небо, нанести на него линию нужной толщины, выстроить или нарушить симметрию. Подобную "вольность" позволяли себе немногие, перекраивая видимую глазу реальность, и среди них Александр Родченко, Ласло Мохой-Надь, которые сделали из фотографии полноценное художественное средство, открывающее художнику не меньше возможностей для воображения, чем традиционные живопись и графика.
Ксута ловко удерживает баланс между конкретным и абстрактным, его серия подчиняется почти слышимому ритму, когда в ряд идеальных геометрических конструкций вклиниваются изображения, где ясно опознаются пейзаж, птицы, уцепившиеся за провода, столбы и прочие приметы московского ландшафта. Он не изымает из города никакой символической сути, визуального сгустка, который бы выражал, указывал, определял, – в его позиции нет исключительного и тем более желания произвести эффектный жест. Напротив, его серия развивается поступательно, максимально деликатно по отношению к зрителю и, что примечательно, совсем не в пространстве – оно почти везде одинаково: серое небо и черные провода, – а во времени. Все фотографии обозначены датой съемки, и логику в этой последовательности искать совсем не хочется: она кроется не в здешнем опыте, и ее наличие вообще сомнительно. Просто когда-то удается заблудиться в знакомом и разглядеть прежде неузнанные системы, структуры и формы жизни (как в участвующем в выставке видео "16072010"), которые поддаются только отстраненному глазу фланера. И летящие ночью на свет мотыльки, которые движутся вокруг фонаря с невероятной скоростью, на видео Ксуты превращаются в галактики, скопления странных светящихся объектов.
Автор: