Инсталляция "купидонов" состоит из трех разномерных выставочных объектов. Первый, он же пространственное ядро инсталляции - это ряд из тринадцати кабинок, имитирующих советский переговорный пункт. Каждая из кабинок посвящена тому сну, аббревиатура которого простав-лена на ее двери. Зайдя в кабинку, зритель упирается взглядом в рисунок-иллюстрацию Викто-ра Скерсиса ко сну Альберта, а затем, сняв трубку с телефонного аппарата, слышит голос са-мого Альберта, рассказывающего свой сон.
В то же самое время второй объект, он же субъект-персонаж – а именно художник Юрий Аль-берт – мирно спит неподалеку от кабинок, в своей старой дачной кровати (стоит только добавить, что спит он лишь в часы вернисажа, в остальное время, несколько изменив интона-цию проекта, в качестве объекта фигурирует одна лишь кровать).
И, наконец, третий объект – это старое оцинкованное ведро с водой, на котором грубо выведе-но название выставки. Оно подвешено к потолку соседнего помещения на уровне колен зрите-ля, откровенно препятствуя проходу в служебные зоны. Вода в ведре, возможно, есть средство пробудиться ото сна и соответственно обозначение пространственной границы инсталляции. И если так, то надпись на нем ("Метаморфей") оказывается знаком такого пробуждения. Или же ложного пробуждения, оказавшегося следующим сном.
Согласно словарю, ""мета" - часть сложных слов, означающая промежуточность, следо-вание за чем-либо, переход к чему-либо другому". В данном случае к новому сну (в который вложен предыдущий), в объятия нового, причем явно не последнего по счету Морфея: мета-Морфея. А поскольку речь идет о проекте трех концептуалистов, то столь же уместна и базовая концептуальная корреляция с центральным для этого движения термином "мета-позиция", то есть внешнее в отношении созерцаемого объекта положение.
В случае "Метаморфея" мы как раз и наблюдаем возврат от "вовне" к "между", иначе говоря, от рационального идеала западного концептуализма к иррациональной поэтике сновидений, свой-ственной сюрреализму. Как известно, московский концептуализм, с самого начала названный романтическим, от русского же сюрреализма и зародился. И как с возрастом дети все больше становятся похожими на родителей, так и художественное направление со временем способно все настойчивее отсылать к собственным корням. При этом лишь подчеркивая оригинальность собственного лица.
Выставка открыта для публики с 1 декабря по 30 января 2012, с 11.00 до 19.00 все дни, кроме понедельника, по адресу: Скарятинский переулок, 7
Автор: