Корзина
Нравится

"Тени отбрасывают людей" в галерее "Победа"

11623
Тени отбрасывают людей в галерее Победа

В галерее "Победа" открылась выставка знаменитого фотографа Юлии Кисиной "Тени отбрасывают людей". Сухая эстетская инверсия перевернула с ног на голову людей, и на первый план вышли их тени. Бабулька с зонтиком превратилась в коварного убийцу, занесшего кинжал, над невинной жертвой, женщина с конвертом стала заводной куклой с ключиком в животе, люди стали кем угодно - кентаврами, медведями, древнеегипетскими богами, головами чудовищ, картами из "Алисы в стране чудес", но только не самими собой.


Фотографическая серия Юлии Кисиной "Тени отбрасывают людей" построена на одном приеме: в одно и то же время, а именно в ярко освещенный полдень, с одной и той же точки, предположительно балкона, снимается уличная сцена – иногда это какой-нибудь случайный прохожий, а иногда – целые скопления людей, собравшихся отметить праздник. Некоторые из изображений вызывают легкое головокружение – они явно перевернуты. Но такая простота решения отнюдь не лишена смысла: рассматривая серию, попадаешь в зависимость от этого нового мира, черные персонажи которого – массивные, эксцентричные, подчас откровенно зловещие – совершенно освободились от своего телесного происхождения. Тень лишается своей основы, своего источника. И начинается настоящий театр уличных теней.

Идея теней как метафоры непознаваемости мира и различии реального и воображаемого придумана еще  Платоном. Юлии Кисиной удалось ее воплотить легко, точно и самым новаторским образом. Да, мы люди, прикованные в пещере, и видим не вещи, а лишь тени вещей. Все, что мы знаем, не имеет никакого отношения к действительности. Необычно другое - какая-то смутная тоска накатывает, когда обнаруживаешь, что тени красивее, выразительнее людей, а на фотографиях Кисиной это именно так. Призрачный мир теней как будто бы и вовсе грозится отменить необходимость существования человека. Это кажется пугающим и обыденным одновременно. 

Призрачная жизнь двойников человека оказывается на удивление плотной, выразительной, организованной. Само явление теней принимает разнообразные формы – порой это неожиданная монументальность, которой лишен уплощенный прообраз, порой эксцентрика, располагающаяся в диапазоне от горгулий до участников импровизированного циркового представления, порой разоблаченная машинерия повседневных действий. Действительно, эффект серии разоблачительный. Зритель как будто располагается на двух уровнях одновременно – прежде всего, ему позволяют следить за развертыванием полновесной интриги:  вот тянется чья-то неимоверно длинная рука (прохожий занят раздачей листовок), а вот пара рук, похожих на ветви, и они, конечно, подняты не просто так... Однако этот театр, напоминающий об оптических игрушках и эпохе, предшествовавшей появлению кинематографа, прельстителен не сам по себе. Отбросив человека, сделав это в прямом смысле слова, он все-таки остается дополнением к преодоленному источнику. Ведь рождается он в самом сердце повседневного, и его задник – это обычный, выложенный плитками городской тротуар. Театр теней, тайно приютившийся в лучах полуденного солнца, сообщает о фантасмагории самой банальности. Это невидимая нами сторона нашего существования. С помощью фотоаппарата Юлии Кисиной удалось вскрыть тончайший механизм: призрачное в повседневном.

Проект частично был показан в 2009 году на международном фестивале фотографии Paris Photo, в 2010 в Базеле на ярмарке VOLTA6, а также будет представлен галереей на Арт-Москве 2010. Юлия родилась в Киеве, училась в Москве, живет и работает в Германии. Она неоднократно участвовала в групповых выставках в Москве, выставлялась на фотобиеннале и биеннале современного искусства.

Как всегда в галерее "Победа". вернисаж прошел камерно, почти интимно. Проследить за магическим преображением теней и людей пришли Юлия Мильнер, Стас Намин, Андрей Бартенев, Полина Лобачевская, Роза Каменев и многие другие.

Автор: