Уильям Кентридж родился в 1955 г. в Йоханнесбурге (Южная Африка), где он до сих пор живет и работает. Впервые международное признание Кентридж получил в 1990-х за свою серию "рисунков для проекций" – коротких мультипликационных фильмов, описывающих ежедневную жизнь апартеида. В своих работах постапартеидной эпохи, которые стали центральной частью этой выставки, Кентридж расширил тематическую область, обратившись к изучению других политических конфликтов. Его труды отражают всеобщую историю войны и революции, в том числе тех, что произошли в Намибии и Эфиопии, а также историю культуры послереволюционной России. Его работы пробуждают очень сложные воспоминания и образы – глубокие психологические отголоски разрушительных действий политиков и режимов. В противоположность традиционному политическому искусству, работы Кентриджа отражают последствия политических событий для тех, кто видел и помнит их, будь они преступниками, жертвами или сторонними наблюдателями.
Выставка также включает в себя работы, созданные в ходе подготовки к опере Дмитрия Шостаковича "Нос" 1930 года, поставленной Кентриджем в прошлом году для нью-йоркской Метрополитен-оперы. Опера поставлена по мотивам абсурдистского рассказа Николая Гоголя 1836 года, в котором с лица русского бюрократа исчезает нос только для того, чтобы возникнуть в качестве одетого в мундир высокопоставленного должностного лица, вращающегося в более высоких кругах. Кентридж использует эту историю для изучения русского модернизма и подавления русского авангарда в 1920-х и 1930-х годах.
На специальном мероприятии 1 октября Кентридж представит перформанс "Я не я, и лошадь на моя", основанный на абсурдистской повести Гоголя (1836) "Нос". Комичный и зрелищный перформанс был придуман Кентриджем во время постановки одноименной оперы Шостаковича (1930) и отражает неизменный интерес художника к русскому модернизму. Перформанс Уильяма Кентриджа — уникальная возможность увидеть, как русский авангард переосмысляется одним из самых выдающихся и ярких художников нашего времени.
В роли куратора выставки "Уильям Кентридж. Пять тем" выступил Марк Розенталь. Он является приглашенным куратором нью-йоркского Музея искусств Метрополитен с 2010 года и внештатным куратором Института искусств Детройта с 2007 года. С 2003 по 2009 год он был куратором Музея искусств Нортона, где в 2009 году руководил проведением выставки "Уильям Кентридж. Пять тем", которая была признана Американской ассоциацией художественных критиков лучшей выставкой года. Ранее Розенталь выступал в роли консультанта-куратора музея Соломона Р. Гуггенхайма и возглавлял отдел искусства 20-го века в Национальной галерее Вашингтона с 1993 по 1996 год.
В число последних выставок, куратором которых выступал Розенталь, входят "Драгоценные украшения Калдера" (2008) и "Дэмиен Херст: Рисунки Билотти" (2005), прошедшие в Музее искусств Нортона. В качестве внештатного куратора коллекции Менил (г. Хьюстон) он руководил выставкой "Сюрреалистичный Калдер" (2005) и выставкой работ Йозефа Бойса в 2004 году. В настоящее время он работает над выставкой "О Уорхоле", которая пройдет в нью-йоркском Музее искусств Метрополитен в 2012 году. Розенталь является автором множества публикаций о современном искусстве и профессором нескольких кафедр истории искусств.
Автор: