Корзина
Нравится

Вита Буйвид. "Если хочешь плавать - плавай"

7636
Вита Буйвид. Если хочешь плавать - плавай

Озаглавленный цитатой из Великого Кормчего китайского народа Мао Цзэдуна проект Виты Буйвид посвящен эстетике и практике взаимодействия человека с водной стихией. В него вошли серии “Методы исследование орнамента” и “Пловцы”. Работы выполнены в потрясающем разнообразии техник, от рисунка и раскрашенной фотографии до скульптуры.


Первые подходы к проекту сложились на Гаваях, где Вита прожила полгода. В тропическом раю она познакомилась с американской пенсионеркой по имени Джун Тэйлор. На родине Джун была чемпионкой штата по плаванию и до сих пор, в свои семьдесят с лишним, давала фору более молодым отдыхающим. Джун рассказала Вите, что с ранней юности занимается синхронным плаванием, признанным олимпийским видом спорта в 1984 году. По словам Джун, синхронное плавание сопровождали скандалы. Особенно запоминающимся было введение в программу так называемой “вертикальной позиции”, при которой спортсменки зависали под водой вниз головой так, чтобы на поверхности были видны только ноги. Разводя ноги в стороны, они открывали зрителям то, что наши бабушки называли “срамным местом”. Это позиция принесла синхронному плаванию славу непристойного вида спорта и привлекла на выступления команд множество мужчин средних лет с биноклями в ожидании того самого движения и той самой позы. Пуритански настроенные родители запретили Джун заниматься синхронным плаванием, и ей пришлось уехать из дому. Через несколько десятилетий Джун стала первой моделью Виты Буйвид для серии “Методы исследования орнамента”. Ее ноги послужили основой для набросков и самой крупной работы выставки – повторяющегося мотива скрещенных ног над водой, нарисованного на небесно-синей бумаге.

Найти орнамент в разнообразных позах спортсменок становится для художницы поводом для сравнения с органическими переплетениями модерна. Отпечатанные фотографии Вита раскрашивает акварелью в фиолетовые, лиловые и сиреневые тона, напоминающие о палитре главного художника русского “Art Nouveau” - Михаила Врубеля. Рябь на воде превращается у Виты в узор, схожий с лепной растительностью на потолке библиотеки в особняке Степана Рябушинского, построенном Федором Шехтелем. С другой стороны, в создании этой серии Вита вживается в роль современного импрессиониста. Серия “Методы исследования орнамента” вызывает мгновенные ассоциации с набросками и картинами Эдгара Дега. Нелишним будет вспомнить, что балет как искусство во времена Салона Отверженных также считался не вполне пристойным занятием. В среде танцовщиц богатые люди искали себе содержанок. Несмотря на ассоциации с возвышенными видами буржуазного досуга – оперой и концертами, работы Дега, особенно те, что выполнены в танцевальных классах, воспринимались современниками отчасти как репортажи из жизни низов. Мирискусническую и импрессионистскую тему у Буйвид продолжают скульптуры, выполненные на основе ключевых мотивов серии. Кроме того, Вита выступает еще и в роли музеефикатора, хранителя собственных работ, представляя вниманию публики наброски, эскизы и прочие вспомогательные материалы в специальных витринах. Так образ “опоздавшего импрессиониста” складывается в единое концептуальное и экспозиционное целое.

Правда, статике орнамента противостоит другая серия, созданная в пару “Исследованиям орнамента”. Если к синхронному плаванию Вита подходит с точки зрения мужского взгляда, то изображения мускулистых пловцов-мужчин в серии “Команда” отсылают нас к работам Лени Рифеншталь. Узорам женских ног противостоит либо естественность поз вылезающих из бассейна спортсменов, либо жесткая, напряженная статика. В этой части проекта намного сильнее чувствуется опыт общения Виты с кругом Новой Академии изящных искусств Санкт-Петербурга. В свое время художница отклонила приглашение Тимура Новикова присоединиться к группе постмодернистских неоклассиков. Эта часть проекта выглядит как интересный диалог с уже сложившейся и застывшей эстетикой неоакадемизма. 
                                                                                                                                   

Вита Буйвид родилась в Днепропетровске. В детстве занималась мультипликацией, с успехом участвовала в международных конкурсах, ее работы брали призы на венском конкурсе "Unica" и фестивале "Десятая муза" в Париже. Филолог по образованию, Вита профессионально работает с фотографией с конца 1980-х годов. Правда, уже в середине 1990-х она поняла, что техника фотографии слишком демократична и прямолинейна для тех задач, которые ставит перед собой современный художник. Поэтому Вита начинает вводить в свои работы акварель, коллаж и масло, не ограничиваясь живым отпечатком и возвращаясь к “чистой” фотографии только тогда, когда ее можно использовать в своих целях. В 1994 году художница получает грант бюро русской культуры "Circ" в Амстердаме и работает над проектом о влиянии голландской живописи на русскую культуру. Благодаря гранту университета Rutgers едет в Нью-Йорк и увлекается модной съемкой. По возвращении в Россию некоторое время сотрудничает с глянцевыми журналами. В 2000 году работает в Париже по приглашению мэрии города над проектом "Париж. Красный".

Виту считают одной из последовательных феминисток в российском искусстве, но сама художница, как и многие ее коллеги женского пола, открещивается от ставшего в России слишком однозначным ярлыка. Тем не менее, для Виты характерно столкновение мужского и женского взгляда, проявленное и в новейшем проекте. Самым ярким случаем такого столкновения является видеоинсталляция “Сука”: здесь мужчины и женщины повторяют похожую фразу (“Ты такая сука” - “Я такая сука”), смысл которой меняется в зависимости от пола говорящего. Она строит декорации в романском стиле для серии “Инквизиция”, посвященной ужасам кухонного рабства, намекая на то, что дух Средневековья в менее пассионарном варианте переместился в домашние декорации. Самым заметным проектом Виты последних лет стала серия “Как я провел лето”, номинированная на Премию Кандинского в 2009 году. В ней Вита предстает в роли российской Марты Рослер, сталкивая в пространстве коллажа образы мирного отдыха и военного вторжения.   

Автор: