Альберто Гарсиа-Аликс родился в 1956 г. в Леоне (Испания) в семье врача. Отец хотел видеть сына юристом, но в двадцать лет Гарсиа-Аликс бросил колледж, покинул отчий дом и приобрел свой первый фотоаппарат. С этого момента начинается его фотографическая карьера, совпавшая с рождением новой эпохи в Испании, наступившей после смерти диктатора Франко в 1975 году. Именно в этом социо-культурном контексте ослабления тоталитарного режима зарождается испанское движение "Ла Мовида", охватившее музыку, фотографию, поэзию, живопись, кино. "Ла Мовида" - это расцвет альтернативного искусства, пронизанного духом долгожданной свободы. В унисон новой эпохе Альберто Гарсиа-Аликс изучает границы дозволенного, запечатлевая на пленке ночную жизнь Мадрида, байкеров, распутников, наркоманов и порнозвезд. Отныне всю жизнь его будут привлекать невоздержанные натуры – такие, как он сам.
Ранее запретная чувственность, интерес к темным сторонам жизни, отголоски революции 68-го и идеология хиппи, захлестнувшие постфранкистскую Испанию и получившие национальное преломление в Мадриде и Барселоне – все это формирует уникальный и узнаваемый художественный стиль Гарсиа-Аликса, который он позже назовет "одиночеством бреда". Он балансирует на тонкой грани вседозволенности в стремлении как можно глубже, сполна исследовать силу человеческих эмоций и ощущений. Он не просто снимает жизнь на камеру – он ее проживает, предлагая зрителю повествование от первого лица. Творчество Гарсиа-Аликса чрезвычайно автобиографично. Люди, изображенные на портретах, тесно связаны с фотографом личными отношениями: это его друзья, рокеры, поэты, музыканты и художники, любовницы, писатели и просто случайные попутчики. Его портреты отмечены высоким уровнем экспрессии и эротизма, а потому считаются скандальными и провокационными. Но за телесностью и артикулированностью форм скрывается нежность и редкая человечность. Прямолинейный, фронтальный характер его портретов с редкой выразительностью отражает сущность людей, жизнь которых находится на грани, чьи чувства обострены до предела. Мгновения съемки фотограф называет волшебными, для него они являются самыми прекрасными в жизни: "Каждая фотография – это встреча. Когда я фотографирую людей, мне хочется наделить их достоинством. Фотографии – это документальные свидетельства моей любви к человеку на снимке", - говорит он. Существенную роль в его творчестве играют автопортреты, в каждом из которых заложен определенный образ, всегда разный по своей идее – в них фотограф пытается найти себя и открыть неизведанные грани своей личности.
Сегодня Альберто Гарсиа-Аликс – "прототип вечного хулигана", как он сам себя называет – признан одним из самых выдающихся испанских фотографов нашего времени. В 1999 году он удостоен испанской Национальной Премии фотографии, его работы находятся в коллекциях лучших музеев Испании, Европы и Америки, а выставки путешествуют по всему миру.
В 2009 году в Государственном Музее "Центр искусств Королевы Софии" прошла ретроспективная выставка работ Гарсии-Аликса 1976-2008 -х гг. Эта экспозиция легла в основу выставки, которая была представлена в Москве. Кроме фотографического материала, в выставку вошло видео "From where there is no return", интимная исповедь художника, определившая структуру и название всей экспозиции.
Автор: