Сразу после многочисленных интервью, осмотра выставки, бурного обсуждения представленных экспонатов с Ольгой Свибловой и рукопожатий с гостями, Михаил Сергеевич отправился на сцену, чтобы официально провозгласить выставку открытой. Прозвучали и слова Ирины Горбачевой-Вирганской, упомянувшей трагические события этого дня. Затем Карен Шахназаров сказал несколько слов о теме выставки и ее значении. Юрий Рост, чьи работы представлены на выставке, не только прокомментировал проект, но и, как подобает настоящему фотографу, сам снимал прямо на сцене.
За этим действом из зала наблюдали внучки Михаила Сергеевича - Ксения Горбачева и Анастасия Вирганская. Среди столпившихся возле сцены фотографов и операторов появился Андрей Макаревич, внимательно следивший за происходящим. Чуть позже пришла Ирина Хакамада, которая вместе с Константином Ремчуковым, внимательно рассматривая фотографии, обсуждала минувшую эпоху. Константин, к слову сказать, некоторыми экспонатами был так поражен, что даже запечатлел их на свой фотоаппарат и обещал отправить в Twitter.
Безусловно, выставку нужно посетить, а не прочитать о ней или посмотреть в интернете. Проект показывает политические, социальные и культурные перемены, произошедшие с 1986 по 1991 годы. Это период легализации той культуры, что была под запретом, это знакомство с некогда запрещенной литературой и кинематографом, это новая пресса, это жизнь с лозунгом из песни Виктора Цоя: "Перемен! Мы ждем перемен!".
Выставочный проект состоит и более, чем из 300 фотографий из собрания "Горбачев-Фонда", авторских работ Дмитрия Бельтерманца, Юрия Роста, Павла Кассина, Сергея Зиновьева; тут и Жанна Агузарова и Виктор Цой на снимках Сергея Борисова – одной их первых fashion съемок; здесь же можно увидеть и произведения искусства Бориса Орлова, Андрея Филиппова, Сергея и Владимира Аввакумовых. Таккже можно посмотреть фильмы того периода, например, "Такси-Блюз" Павла Лунгина, который получил приз за лучшую режиссерскую работу на Каннском Фестивале, и ознакомиться с журналами, газетами и телепередачами тех лет.
Очевидно, что тема выставки злободневна, несмотря на то, что это взгляд в прошлое. Слова Perestroika и Glasnost известны всему миру и до боли знакомы тем, кто родился и жил в СССР. На выставке можно увидеть не только частную и общественную жизнь самого Михаила Сергеевича, но проблемы того времени в целом: митинги, очереди, пустые прилавки, творческую атмосферу и глобальные события. Perestroika представлена не сухой констатацией исторических фактов, а показана наглядно и многогранно.
Автор: Наталья Польская