Всё прекрасно! У меня из сезона в сезон всё повторяется. Полгода, год назад и сейчас - всё то же самое - очень много работы.
Создаётся ощущение, что у тебя жизнь состоит из одной работы?
Просто мне нравится то, чем я занимаюсь, и я знаю, чего хочу. Для того, чтобы добиться желаемого, надо много работать. Для меня работа - это жизнь. Когда меня спрашивают: чем занимаешься? Я отвечаю: работаю. Хотя так же могy ответить: живу. Это огромная часть моей жизни, без которой я себя не представляю. Компания растет, популярность тоже, и, чтобы все это поддерживать, надо не останавливаться.
Почти все дизайнеры, с которыми я общаюсь, говорят, что чувствуют на себе сильное давление - надо все время делать что-то новое, постоянно удивлять публику. У тебя есть такое чувство?
По поводу удивить - нет. Из проекта в проект, из сезона в сезон создаешь что-то новое. Это уже вошло в привычку, ведь я давно начал, отyчился и уже третий год нахожусь в свободном плавании.
Ты считаешь себя трудоголиком?
Наверное. Сейчас работа, к сожалению, двигается в сторону коммерции, приходится делать не совсем приятные, но нужные вещи. Заниматься только искусством - для меня это в удовольствие. Поэтому, если я много работаю, то, считай, живу в своё удовольствие. Сейчас, когда растет ответственность, и так много людей от меня зависят, становится сложнее. Но таковы правила игры, и, раз уж я решил играть, то надо играть по правилам.
Когда знаешь, чего хочешь, в голове есть какой-то идеал, к которому надо стремиться. У тебя подход перфекциониста, который будет пытаться достичь этого идеала во что бы то ни стало или ты реалист и в какой-то момент можешь остановиться на отметке "хорошо", даже если это не совсем идеал?Для меня "хорошо" никогда не будет достаточно.
Нет, для меня "хорошо" никогда не будет достаточно. Надо всё делать в гармонии с собой и с тем, что хочется. Я всю жизнь делал, что мне хочется. Слава Богу, мне жизнь это позволяла и, надеюсь, будет позволять в дальнейшем - заниматься любимой работой.
Желания со временем меняются. Какие у тебя были мечты, когда ты только начинал, и как они изменились сейчас?
Мечты те же самые. Мне простo хочется заниматься любимым делом. Мода - это способ показывать, что я чувствую и что мне нравится. С таким же успехом это можно делать через картины, выставки, да что угодно. Я делаю это через одежду и показы. И, как любому художнику, мне хочется из сезона в сезон, из года в год делиться своим видением, общаться с публикой через то, что я делаю. По большому счету, всё сводится к этому. Но, конечно же, это бизнес, и он должен расти, приносить деньги.
Ты занимаешься только творческой стороной бренда или коммерческой тоже? Как вы с женой разделяете эти сферы?
Мы занимаемся всем этим вместе, но коммерческая сторона в основном лежит на ней. Саша за всем следит и управляет. Такая мощная парочка у нас получилась.
Деликатный вопрос: кто же главнее?
Мы друг друга ничего не заставляем делать, нет босса и подчиненного. Все очень гармонично. Есть вещи, которые нужно делать, и она их делает, советуясь со мной или принимая решения сама. Но так как у нас компания не очень большая и людей не очень много, все очень близко общаются и каждый в курсе, кто что делает.
Как думаешь, ты хороший начальник?
Я просто не беру людей, которых не уважаю как художников. Пока у меня работают только те, чье мнение для меня важно и чье творчество я уважаю, и соответственно предполагаю, что кроме рабочих отношений будут ещё и дружеские симпатии. Это очень важно, потому что портфолио и всё, что они делали до этого - это только 20-ти процентный шанс получить у меня стаж. Самое главное - характер, и, что человек из себя представляет.
Что ты ищешь в партнерах и вообще в людях, на какие качества обращаешь внимание?
Я никогда ничего не ищу специально. Представь себе студию, несколько комнат, в которой уже есть своя атмосфера, созданная людьми, которые там работают. Например, всё в комнате зелёного цвета. Когда кто-то новый заходит, если цвет и атмосфера комнаты не рушится, не загорается вдруг красным, значит, это правильный человек. А если энергия рушится, появляется какая-то неприятная отдалённость и нет гармонии - то уже неважно, какое у человека портфолио, он не останется с нами. Плюс ещё все мы любим скромных и безумно талантливых людей.
Я думала ты сейчас скажешь "красивых и умных". А эти характеристики входят в твой критерий отбора?
Красота - не критерий отбора. Если я вижу талантливого человека, то он для меня сразу становится красивым. Если я открываю работы и вижу какую-то силу, то понимаю, что это человек не просто так, что он что-то делает прекрасное. У меня сразу к нему появляется уважение, он для меня становится красивым, хочется с ним общаться.
Ты упомянул энергетику. Что кроется для тебя в этом понятии?
Всё, что я делаю, где бы я не находился, - всё завязано на энергетике. Последние три года, например, я никогда не бываю в компаниях, где мне не нравится. Я не сижу за столом и не общаюсь с теми, кто мне не нравится, или, где есть ощущение неспокойствия или какой-то неприязни. Если я не ощущаю позитива и гармонии, то сразу отсекаю. Так и с людьми, и с местами. Этот закон работает везде и во всём. Я как-то сказал себе, что не хочу видеть тех, кто меня раздражает, и эти люди больше не появляются в моей жизни. Хочется быть в компании, где можно оставаться самим собой.
Давай подытожим: какие качества ты ценишь в людях и какие, наоборот, не выносишь?
Ценю талант и "настоящесть", не терплю, когда люди притворяются теми, кем не являются. Это сразу видно, очень неумно и некрасиво. Я люблю, когда люди открыты и не стесняются быть самими собой, какие бы они не были - красивые, уродливые, умные или тупые - это не важно. Главное, чтобы были настоящими. Все, с кем я общаюсь, очень обычные, настоящие, как ты, например. Мне этого хватает.
Сложный вопрос. Смотри: у каждого есть домашняя сторона, которую не многие видят, а есть то, что они показывают миру. И какими бы мы не были настоящими, всё равно перед миром мы хотим из себя изобразить улучшенную модель. Ты не считаешь, что в индустрии моды фейк и притворство - правила игры, ведь тебе предлагается быть тем, кем ты не являешься, притвориться?
Хороший вопрос, всё очень правильно. Но, мне кажется, живя и работая в Лондоне, можно быть одинаковым и дома, и на работе. Как я сказал, работа - это огромная часть жизни, и я ей посвящаю 90 процентов времени. Как сейчас говорят - я полностью погружен в фешн. На 10 процентов времени, потраченного на выход в свет, мне не надо меняться. Если бы я делал телеинтервью в прямом эфире, то, например, просто бы не говорил лишнего, а так был бы таким же.
А есть у тебя совсем домашнее поведение, которое никто не видит?
В студии я как дома. Там много людей, которые меня видят таким, какой я есть. В спальне - это уже другое дело! (смеется)
В "Сексе в Большом Городе" (Sex in The City) был такой эпизод про SSB (Secret Single Behaviour) - то, что ты делаешь, когда никто не видит. Кто-то любит ходить по квартире в трусах или часами выщипывать брови, например. У тебя есть какиe-то такие индивидуальные странности?
Меня постоянно все видят в студии. Не то что бы я публичный человек, просто постоянно работаю. Я просыпаюсь, выхожу и вот они. Они видят меня с утра, мы обедаем, ужинаем, работаем вместе - как семья. Если, например, меня позвали на British Fashion Awards, то я разве что переоденусь. Там я всё равно буду сидеть рядом с людьми, с которыми постоянно говорю по телефону, буду говорить о тех же вещах, о которых говорил несколько дней назад, сидя в кофейне. Представляешь, мы с тобой встретились на British Fashion Awards и сели вместе - мы же такие же будем, как сейчас.
Ок, с публичной персоной разобрались. Ты живёшь и работаешь в одном доме, то есть всё на близком расстоянии. Принято считать, что надо разделять работу и семью. У тебя как с этим, не мешает одно другому?
До поры до времени всё было нормально, но я думаю, что уже пора это менять. Это зависит от размера бизнеса. Ещё сезон можно так продержаться, но пора перемещаться в другое пространство и разделять жизнь и работу - по крайней мере физически. У нас с женой уникальные отношения - мы 24 часа вместе, и это нормально и комфортно. Мы так начинали - встретились, влюбились и начали так жить - так и продолжаем.
Есть какие-то правила, допустим, после 7 вечера или за ужином не говорить о работе или у вас работа в режиме нон-стоп?
Мне хочется 24 часа в сутки говорить о работе, а ей не всегда, потому что она не очень зациклена на моде. Она не простая женщина, её не особо волнует мода вообще и разговоры о ней тоже.
То есть она более коммерческой направленности человек?
Нет, она просто женщина, интересная женщина, но не любит постоянные разговоры о шмотках. A я люблю! (смеется). Я могу говорить о платьях сутками, она - нет. Саша иногда говорит - хватит, закончили эти разговоры, всё! Kогда мы встречаемся с теми друзьями, кто в этой индустрии работает, - тут разговоры и начинаются. С годами Саша втянулась, так как это практически вся наша жизнь. В России мы избегаем этих бесед, там друзья детства и люди, не связанные с моей профессией, так что чаще всего стараемся просто поговорить по душам.
Кроме дел и личной жизни, Саша является для тебя музой?
Я вообще не знаю, что такое муза. Она моя вторая половина. Мне кажется, это сильней, чем муза и всё остальное. Саша - мой человек по жизни. Буду я заниматься модой или нет, будет ли она меня вдохновлять на искусство или нет - она просто моя жена, мой друг, мой любовник, мой партнер - просто мой человек и всё. А чем мы будем заниматься, зависит от нас. Нет такого, что я проснулся с утра, увидел её и подумал "создам-ка я шедевр". Oдной музы у меня нет, скорей это собирательный образ, который постоянно меняется.
Ты когда-то сказал, что обожаешь Монику Белуччи. Она подходит на роль музы?
Красивая женщина, но я слишком мало про неё знаю, чтобы она стала музой. Как картинка она мне нравится. Я смотрел на фотографии молодой Моники Белуччи (Monica Bellucci) и Софи Лорен (Sophia Loren), если мы уж об итальянках говорим, там такие декольте, шикарные волосы - конечно, мне это нравится. Но муза не только внешне, но и внутренне должна вдохновлять. Я бы не сказал, что Моника - моя муза. Это один из типажей, которые меня привлекают.
У тебя, конечно, очень сильно развита визуальная сторона, но бывает так, что тебя кто-то интеллектуально вдохновляет? Литературные герои или какие-то выдающиеся личности?
Я ко всему отношусь как к картинкам. Вдохновение для меня - это что-то очень графичное и визуальное, а душа в них появляется позже.
Какие у тебя цели и задачи на ближайшие пять-десять лет?
Хочу продолжать делать то, что я делаю. Было бы хорошо, имея всемирно узнаваемый успешный бренд, параллельно работать в большом французском доме или не французском, но обязательно в большом.
Где ты бы мог раскрыться? Есть дома, которые точно твои по стилю и по духу? Это я тебя так приглашаю помечтать смело и без ограничений.
А я не люблю так. Я очень реалистичен и думаю о том, что осуществимо. Как бы сложно не было, чтобы я не захотел, если я осознаю, что это реально, - я это получу. Ок, начнем с нереального - для этого очень многое должно произойти, что не зависит от нас. Тогда я бы стал креативным директором Alaia. Но это ужасно звучит, он должен тогда умереть - нет, так я не хочу! Но если уж мы смело мечтаем: мне было бы интересно быть креативным директором Fendi, но для этого Карл должен уйти. Он, конечно, гениален. Еще мне близки Paco Rabanne, Gianfranco Ferre, Pierre Cardin или Claude Montana, если вдруг его решат возродить.
Что ты думаешь про лондонскую моду, и куда она движется?
Здесь много интересных и по-настоящему талантливых людей. Этому способствует сам город, здешнее образование, люди вокруг, Британский Модный Совет, спонсорские поддержки - всё это помогает лондонским дизайнерам жить здесь припеваючи и иметь возможность делать, что нам хочется по-настоящему и от души. Система это поддерживает, поэтому здесь зарождаются новые таланты. В Лондоне плохо с коммерцией - ну и что? Она есть в Париже и Милане. Можно творить здесь, а продавать там.
Думаешь у тебя скоро наступит такой момент, когда ты поймешь, что перерос Лондон и пора переезжать в другую столицу?
Поживем - увидим. Я счастлив здесь, мне безумно нравится лондонская неделя и все, что связано с Лондоном и с модным бизнесом здесь. Я ни о чём не жалею и безумно благодарен всем, кто помогал и помогает мне. Даже не знаю, что ещё добавить - я влюблён в Лондон.
Я всегда думала, что ты был вундеркиндом, это так?
Нет, я просто рано понял, чем хочу заниматься, сдал всё экстерном и закончил школу в 15 лет. Вместо того, чтобы торчать в школе и тратить время на физику и химию, я поступил в Муху (Художественно-промышленная Академия им. А. Л. Штиглица) и проучился там два года - мне кажется, это намного полезнее. Лет в 14 я приехал в Лондон впервые - учить английский и сразу подумал - вот это оно, я сюда точно вернусь. В 18 лет я уехал насовсем, после того, как обьяснил родителям, что это моё, и я здесь буду заниматься своим делом.
Так вот сразу почувствовал, что это твой город? А к Питеру какие чувства?
У меня жизнь делится на то, что хорошо для моей профессии и то, что хорошо для меня. Но по большому счету, это одно и тоже. Питер я безумно люблю, потрясающий город. У меня там много друзей и все мои воспоминания о Петербурге чудесные: я очень любил художественную школу на Крестовском Острове, там невероятной красоты природа. В Мухе нереально красиво внутри. Да и весь город красоты нерeальной.
Появляются ли иногда мысли вернуться обратно?
Если я не буду заниматься модой, то, может, вернусь. Но сейчас кому я там нужен с тем, что я здесь делаю? Мне в Лондоне комфортно, я работаю. Если мне в какой-то момент будет правильнее работать в другом месте, я перееду. У меня нет таких мыслей - а может мне вернуться. Я просто переместился и перемещусь ещё раз если это будет нужно, но я бы не назвал это возвращением.
Как Лондон влияет на твоё творчество и на образ жизни?
Лондон сильно повлиял на мои работы. Семь лет учёбы здесь дали мне уверенность в том, что я должен быть самим собой. И если я такой нужен людям, значит всё правильно. Здесь очень легко всё проверяется, связи не очень помогают чего-то достичь. Мне нравится, что здесь всё по-настоящему. Я хотел посмотреть, чего я на самом деле стою. Вот и смотрю сейчас, работаю над этим.
Каждые пару сезонов появляется волна коллекций "a la russe". У тебя пока не было откровенно русской тематики, кроме балерин в прошлой коллекции. Тебя русские мотивы не вдохновляют?
Так совпало, что мне хотелось чего-то светлого и легкого, и пользуясь тем, что я жил в Петербурге, я подключил воспоминания и получился балет. Россия и ее культура - потрясающий источник вдохновения, и, когда меня это затронет, я обязательно сделаю коллекцию. Пока что я к этой теме не пришел, но она мне интересна и дорога. Та же хохлома, гжель, церкви, иконы, один Петербург чего стоит со своим Эрмитажем и архитектурой. Я это сделаю, когда почувствую правильный момент. И совсем не потому что я жил в России, а потому что это безумно красиво, и не важно откуда ты.
Ходишь ли ты в клубы в Лондоне?
Я в свое время был тусовщиком, но с тех пор как запретили везде курить, я не хожу. Если ты меня пригласишь в клуб, можем туда даже не заходить - я все время буду стоять на улице и курить. Для меня музыка и веселье без сигарет не работают, не в кайф.
Курить запретили в публичных местах четыре года назад. А куда ты ходил до этого?
Не в какие-то конкретные места, так - по вечеринкам. Каждую неделю приходили смски, что в таком-то месте будет что-то происходить. В Питере были такие заведения, как "Онегин" и "Декаданс" - я как на работу туда ходил.
А сейчас только дом, работа, недели моды. Может, ты просто повзрослел?
Последние три года, с тех пор как я много работаю, я не тусуюсь вообще. Очень редко - только, когда бываю в России. В Лондоне хожу на фешн-мероприятия; в Париже, когда мы работаем в шоуруме на неделе моды, меня приглашают на приемы и afterparty показов - в такие места я хожу, а в клубы нет.
Ты рассказал про друзей детства в Питере, а здесь ты с кем общаешься?
Тут очень много знакомых, близких же друзей пара человек, в основном из области моей работы. Я очень дружу с Мэри Катранзу. Ещё в Лондоне живет шотландка, с которой мы подружились, когда я первый раз приехал сюда и снимал у неё квартиру. Она занимается медициной. Это мой давний близкий друг, мы до сих пор общаемся, она ходит на все мои показы и потом приглашает нас на ужины к себе. Она меня ввела по полной программе в курс дела "как жить в Лондоне". Первое письмо, которое я отправил по почте, было по её указанию. "Как? ты до сих пор не отправлял письма?" - она была в шоке и стала меня учить, как клеить марки и как вообще это делать. "Как можно этого не знать!" (смеется). Я жил этажом выше, а она мне присылала письма по почте, чтобы я тренировался. Такая у меня подруга.
У тебя есть здесь русское общение, или ты не зациклен на этой тусовке совсем?
Я не в тусовке. Ни в английской, ни в русской, ни в грузинской. Просто я всё время в студии, и ко мне все приходят сами. Вот сегодня ты пришла и мы общаемся по-русски.
Но все-таки с русской тусовкой тебе здесь приходится сталкиваться. Как по-твоему наши соотечественники вписываются в светскую жизнь Лондона?
Не могу слово "тусовка" применить к тому, что я испытываю здесь, потому что я, к сожалению, или, к счастью, не тусуюсь. Я, например, ходил на премьеру и познакомился с Андреем и Юлией Аршавиными. Очень приятные люди, мне безумно понравились. Потом на кинопоказе познакомился с Ольгой Куриленко и Натальей Водяновой. С Водяновой мы до сих пор общаемся, она потрясающий человек, и я её безумно люблю, но опять-таки это никак не связано с тусовкой. Не буду перечилять, с какими ещё приятными людьми я встречался, это лишь как пример того, как я тусуюсь с русскими. Не буду говорить за Наталью Водянову, но она мне тоже кажется не тусуется здесь, просто бывает на каких-то мероприятиях. Как и всем, кто много работает, тусоваться некогда. Этим занимаются скорее молодежь и студенты. Это было у меня, но прошло. Я молод, просто очень рано начал. Хотя не исключено, что в какой-то момент меня накроет вторая волна.
Мэри Катранзу с большим восторгом отзывалась об Aurora Fashion Week в Петербурге, где вы делали показы в прошлом году. Она сказала, что её очень впечатлил сам город и русские, которые научили её пить водку. Расскажи, куда ты её водил в Питере?
Я собирался её позвать поехать вместе в Питер просто потусоваться, а нас пригласили поучаствовать в неделе моды. Так всё правильно и хорошо получилось - я её уговорил, поехали, сделали показы и тусовались. Она всё время повторяла "Как здесь круто!". Каждый раз в Питере, все знакомые и друзья узнают, что я приехал, и нас постоянно собирается не меньше 10 человек, а чаще и 20.
У нас с Мэри особо работы не было, было очень весело, и мы каждый день ели в разных местах, бронировали специальные комнаты в красивых ресторанах Петербурга, ездили на дачи. А водку она не со мной научилась пить, это кто-то другой её водил. Я, можно сказать, непьющий, могу выпить водки только с друзьями на даче. А ещё я очень люблю водить машину, мы с Мэри катались по ночному городу, слушая Басту. Как-нибудь, когда будешь в Питере, потусуйся со мной, и посмотришь, как жизнь прекрасна!
Текст: Юлия Гордина
Фотограф: Мила Нестерова
Автор: