Вы выступили продюсером в проекте "Москва я люблю тебя", о котором сейчас столько говорят. Расскажите про него. О чём вы хотели, чтобы зритель задумался?
Да Вы знаете, неблагодарная, на самом деле, задача рассуждать на эту тему. Да и мне, если честно, всё равно. Я хотел сделать фильм о городе, где я родился, где я живу, откуда уезжал на 8 лет, куда в итоге вернулся. К тому же, после того, как все сценарии были утверждены, мы с генеральным продюсером этой картины Юрием Глоцерем совершенно не вмешивались в работу режиссёров. По подходу - это было настоящее авторское кино.
По какому принципу были выбраны режиссёры для этого проекта?
Императивом было только, чтобы после просмотра фильма оставалось позитивное ощущение. Никакого особенного принципа отбора авторов не было. Сначала нам хотелось взять маститых российских кинорежиссёров, однако выяснилось, что большинство из них, не могут написать сценарии на пять минут. Тогда мы стали обращаться к режиссёрам, которые, во-первых, имели опыт работы в малом жанре, то есть рекламировали прокладки, шоколадки, губернаторов и прочий товар и, во-вторых, заявили о себе. Например, на "Кинотавре" или Московском кинофестивале. Так у нас в проекте появились Вера Сторожева и Катя Калинина.
За что Вы любите Москву?
Во-первых, я люблю свою Москву за то, что мне здесь много платят. Это честно. Я вырос в этом городе. В конце восьмидесятых я иммигрировал. Жил в Лондоне. В какой-то момент я понял, что каждый раз, когда собираюсь в Москву, я радуюсь, а когда возвращаюсь в Лондон - печалюсь.
Я люблю свою Москву за то, что мне здесь много платят. Это честно.
Поэтому я решил перестать себя обманывать и переехать обратно в Москву. Родину не выбирают, а я - человек, который любит свою Родину. Я люблю Арбат, где я учился в школе, я люблю Мосфильм, где я работаю, где я служил в армии. Мне здесь уютно.
Какие функции лежали на вас в процессе создания фильма?
Я считаю так - если бы меня не было, а были восемнадцать режиссёров, которые участвовали в проекте, то и этого фильма не было бы. А если бы не было этих восемнадцати режиссёров, а был только я, то фильм все равно был бы. Только были бы другие восемнадцать режиссёров. Я думаю, что в этом проекте все зависело от меня. И большое спасибо Юрию Александровичу Глоцеру, который буквально за 45 секунд принял решение о том, что мы делаем этот проект.
Как пришла идея дать фильму название, которое моментально ассоциируется с известными проектами "Париж, я люблю тебя" и "Нью-Йорк, я люблю тебя".
Насколько я знаю, продюсеры "Парижа" и "Нью-Йорка" хотят забрендировать это название, причём с упоминанием нескольких городов. Но не знаю, получится ли у них. Можно ли, например, забрендировать название "Урюпинск, я люблю тебя"?.. Безусловно, идея витала в воздухе после тех фильмов. К тому же, в Парижском альманахе мне даже предлагали участвовать. Потом, когда наше сотрудничество не состоялось, логическим продолжением этой истории стала идея сделать такой же фильм о Москве. С той лишь разницей, что без братьев Коэнов, или кто там ещё снимал? Я не смотрел "Париж", и "Нью-Йорк" не смотрел. Причем, специально.
"Москва, я люблю тебя" никакого отношения к тем двум фильмам не имеет?
Не имеет.
Тем не менее, концепция та же.
Если говорить о том, что фильм состоит из некоторого количества короткометражных фильмов, то да. У них был Париж, у нас - Москва. Для Тома Тыквера или братьев Коэнов Нью-Йорк и Париж - мировые центры, с которыми у каждого из них связана какая-то история. Вряд ли с ними и в Москве случалось что-то настолько приятное, что подвигло бы их на участие в таком проекте. Поэтому мы изначально хотели работать с российскими режиссёрами. А идея, конечно, была взята оттуда.
Но ведь вас можно обвинить в плагиате.
Вы хотите снять фильм о Средиземном море, а я - о Чёрном. Давайте я вас буду судить за то, что вы хотите снять фильм о море. Изначально у проекта были разные названия: "Московские истории" или "Москва и москвичи". Продюсеры остановились на этом. А если возникнут какие-то проблемы, ну что тут поделаешь? Проблемы все время возникают.
Почему Вы так и не приняли участие в проекте "Париж, я люблю тебя"?
Вы понимаете, они не столько хотели меня, сколько моей помощи в поиске сумасшедшего русского миллионера, который захочет поучаствовать в парижском проекте. И поскольку русского миллионера, у меня на тот момент не было, то наши переговоры благополучно развалились. О чем я совершенно не жалею, в силу того, что мы сделали свой проект.
Есть мнение, что в России нет хорошего кино. Вы с этим согласны?
Я считаю, что хорошего кино вообще мало. Что значит хорошее кино? Один любит суши, а другой - котлеты по-киевски. И чем мощнее тот поток, который называется "мейнстримом" (то есть коммерческим кино), тем шире тот параллельный ручеёк, который называется киноискусством, артхаусом, "кино не для всех" или "авторским" кино. В Советском Союзе существовала мощная индустрия, производившая огромное количество идеологического, производственного, коммунистического, военного, революционного, колхозного и другого барахла. Но при этом создавались и удивительные шедевры. Тарковский, Кира Муратова, Элем Климов… Чем слабее индустрия, тем меньше хорошего кино. Продюсер лучше сделает "Любовь - морковь 8", чем "Колымские рассказы" Шаламова или "Идиота" Достоевского.
Какие российские фильмы вы можете назвать достойными, а какие нет?
Насколько я знаю и слышу, многим не понравился фильм Никиты Михалкова "Предстояние", но мне он очень понравился. Я абсолютно разделяю точку зрения Никиты относительно того, что учитывая количество людей, которых потеряла страна, победа в Великой Отечественной войне схожа с поражением. Зэков, которые добывали и ковали победу в тылу, никто даже не брал в расчёт. Ещё мне кажется неплохим фильмом "Однажды в провинции" (режиссёр Екатерина Шагалова). Мне очень понравился фильм Алексея Учителя "Космос как предчувствие".
А не понравились?
Зачем я буду обижать своих коллег, тем более, что я их знаю. Даже если взять фильм "Москва, я люблю тебя", то есть три - четыре новеллы, которые мне очень нравятся, пять - шесть новелл, с которыми я готов мириться, и есть несколько новелл, которые мне лично чисто эстетически вообще не нравятся. Возникает вопрос: что же вы тогда их делали? В этом и был смысл проекта. Как только мы утверждали сценарий, мы отдавали все карты в руки режиссерам. Авторское кино, на мой взгляд, это кино, в котором режиссер имеет возможность делать то, что он хочет. У меня есть определенная репутация коммерческого режиссера, хотя это и не так. Я не совсем коммерческий режиссер, поскольку не все мои фильмы были коммерчески успешны. Я снимаю авторское кино, потому что я - автор. Мне некого обвинять. У меня получается либо хороший фильм, либо плохой. Поэтому мне кажется, что черты, которая делит кино на "для всех" и "не для всех", или на арт-кино и коммерческое кино, не существует. Коммерческое кино - это то кино, которое имеет коммерческий успех. Но при этом среди коммерческих фильмов есть полная дрянь. Есть фильмы хорошие, а есть фильмы всякие. И разница именно в том, хорошее кино или плохое. Было очень много арт-фильмов, которые никому не нужны, потому что на самом деле - это было шифрование пустоты, бред, глупость и ноль без палочки, а называть его можно как угодно.
Право заниматься, чем ты хочешь надо заслужить. Хотя бывает и удивительное везение.Тем не менее, есть много пустых коммерческих фильмов, и на них выделяют бюджет, а есть, очень хорошее авторское кино, на которое у режиссера нет бюджета.
Есть режиссеры, которые говорят: "Я не хочу снимать всю эту дрянь. У меня есть история про моего пуделя, который разговаривает, а потом он превращается в мою бабушку и так далее"… Право заниматься, чем ты хочешь надо заслужить. Хотя бывает и удивительное везение. В свое время я снимал рекламу и чувствовал себя прекрасно. Вдруг мне позвонил Игорь Толстунов и предложил снять фильм. Уникальная ситуация, когда кто-то дал тебе миллион долларов, чтобы ты поучился снимать кино.
Недавно вышел закон о выделении бюджетных средств на производство кино. В итоге средства были распределены между несколькими кинокомпаниями.
У нас в России принято считать, что если деньги государственные, то их и возвращать не надо. Ну, сделают они эти два - три фильма, ну потратят несколько миллионов долларов. Это ничего не решает. Вот мне эти деньги не достались, но я не расстраиваюсь. Я считаю, что когда тебе досталось что-то слишком легко, то из этого ничего хорошего не получится. Что-то стоящее может получиться только через борьбу, неприятности, "терки", конфликты и так далее. Я не считаю, что "справедливость" в распределении земных благ, это то слово, которое имеет прямое отношение к "распилу" государственного бюджета.
Киноискусство и кинобизнес - это одно и то же?
Кино должно быть бизнесом. Во-первых, кино делается для большого количества людей. Если кинорежиссер говорит, что снимает кино только для дяди, оскорбившего его в детстве, чтобы тот понял, какой он глубокий и удивительный человек на самом деле, то он врёт. Во-вторых, кино всё-таки стоит больших денег. Даже если это маленькая картина, снятая на цифровую камеру в одной квартире, она всё равно стоит десятки тысяч долларов. Эти деньги надо как-то возвращать. Если, конечно, тебе не подарили эти деньги.
Я хочу сделать ещё три альманаха о городах в ближайшее время. А вообще, мечтаю снять настоящую "чернуху". Когда "Антикиллер" вышел, так называли его. А я бы хотел снять натуральную "чернуху" и сам выступить продюсером. Тем более, что когда я продюсер, во мне просыпается темная сторона моей души, а когда я режиссер - светлая.
Текст:
Анастасия Муравьева
Фотограф: Андрей Подолякин
Автор: