Корзина
Нравится

Эстетика тела: от холста до боди-арта

6850
Эстетика тела: от холста до боди-арта

Мнение о том, как должен выглядеть человек, менялось на протяжении всей истории мировой культуры: если античный идеал – рельефные мускулы, то в период возрождения художников больше увлекали полные, увесистые фигуры: их кожа демонстрирует непередаваемое разнообразие рельефов и причудливую игру свето-тени. Сегодня же людская оболочка в изобразительном искусстве обрела огромное количество трактовок.


Наиболее активно этим вопросом занимается боди-арт. Впервые нанести краску не на холст, а на человека, задумал советский футурист Ларионов. Разрисовав своё лицо и принудив к акции своих друзей, чьи лица тоже подверглись преображению, он повёл искусство в мир в 1913 году, совершив «футуристическую прогулку» по Кузнецкому мосту.


На западе живопись по телу впервые применила японская художница Яёи Кусама: она покрывала своих моделей своими фирменными кружками. И если 50 лет назад это считалось дикостью, то сегодня любой почёл бы за честь оказаться её холстом, однако  теперь знаменитая авангардистка предпочитает  людям манекенов.


Однако «рисование по телу» - не единственная практика боди-арта: в это авангардистское направление входят любые манипуляции над телом как объектом. Например, художник Брюс Науман в своих работах подчёркивал отношение к собственному лицу как к глине – он буквально лепил из него гримасы, утверждая его как материал.


Как ни парадоксально, эстетике боди-арта чужда телесность – человек покрывается краской и превращается в такой же объект, как глина, бумага или камень, теряет свою принадлежность к «живому» миру и превращается в неодушевлённый объект. Совершенно другую стратегию избрал Марк Куинн: своими скульптурами он утверждает тело как символ. Его автопортрет, вылитый из собственной крови, как нельзя лучше олицетворяет телесность.


Воскрешение телесности нашло отражение и в работах Энтони Гормли: он создаёт человеческие фигуры и распространяет их по всему земному шару. Металлические силуэты, безмолвно обращающиеся к зрителю, отсылают к переживанию новых чувств, связанных с осознанием обличия.


Тело может стать причиной бунта. Так, чтобы вернуть «несуществующую» в советском сознании сексуальность, художники Римма и Валерий Герловины «надели» человеческую плоть, облачившись в мешковатые платья с изображением голого тела.


Другой бунт против стандартов – Такасё Мураками. Пластиковая скульптура, выполненная в человеческий рост – настоящий манифест новой эстетики аниме.


Фотограф: Instagram, свободные источники

Автор: Ирина Фалейчик