Куратор галереи современного искусства Кристиан (Клас Банг) продвигает всеми доступными средствами новую выставку. Табличка у центральной и смыслообразующей на выставке инстляции «Квадрат» гласит, что в тут, в квадрате, «царит атмосфера взаимопонимания, все равны и помогают друг другу». Посыл на табличке понятен и, безусловно, вдохновляет всех, включая главного героя, вот только за пределами этого гуманистически концентрированного места находится и сам герой, и , и Европа, и весь мир. Проверить эту мысль режиссеру помогает самая примитивная ситуация: у успешного Кристиана просто крадут телефон, а он в компании предприимчивого коллеги на собственной элегантной «Тесле» отправляется его искать в бедный район Стокгольма. Хронометраж фильма — 2 часа 22 минуты, вот только заскучать не получается, уж очень интересно наблюдать за очаровательными, а местами просто анекдотичными эпизодами картины. Не всегда ясный, спорный мир современного искусства здесь становится чуть ближе, когда зритель или уборщица, а может и сам галерист, не всегда в состоянии отличить кучу гравия на полу от части инсталляции.
За кинофасадом из искрометных анекдотичных эпизодов и очаровательно харизматичного Кристиана фильм рассказывает о том, насколько гуманистические ценности и альтруизм эфемерны, как легко диковатое и глуповатое животное человек разрушает все, что создал сам. Как до глупости простая ситуация, кража телефона, меняет все, а идиотские методы современных промоутеров окончательно могут превратить идею доверия к миру в фарс. Сила «Квадрата» в том, что хочется противостоять животному началу, гениально сыгранному актером Терри Нотари, постулировать и писать на любых табличках о взаимопомощи, доверии, альтруизме, защищая себя от своей внутренней обезьяны.
Уже после первого фестивального просмотра 19 мая фильм получил высокую оценку профессиональных критиков, тем неожиданнее оказалась победа. В тренде у режиссеров и фестивальных отборщиков этого года явно прослеживалась тяжелая тематика детских страданий. «Квадрат» по касательной задевает и эту тему, но легче, чем в других конкурсных картинах и не так откровенно в лоб. Так что жюри под председательством Педро Альмодовара поступило в духе гуманистических идей фильма и вынесло решение в пользу зрителей, отдав главный приз «Квадрату». Можно с облегчением выдохнуть — «Золотая пальма» в надежных руках, и смело пойти смотреть фильм в кинотеатрах. «Квадрат» уже куплен для российского зрителя и выйдет в прокат осенью.
От юбилейного фестиваля можно было ожидать главный приз французской картине, одним из основных претендентов на «Золотую пальмовую ветвь» считался фильм «120 ударов в минуту» режиссера Робена Кампийо о борьбе сексуальных меньшинств с ВИЧ, с обществом, со смертью. Смелость героев и создателей была справедливо отмечена Гран-при от международного жюри. Ожидаемым и честным решением стал приз жюри Андрею Звягинцеву за фильм «Нелюбовь». Представить что Звягинцев уедет без награды, было, пожалуй, невозможно. Жесткая и нужная картина «Нелюбовь» ранит правдой, эта честность авторского высказывания не могла остаться незамеченной международным жюри.
Призы за лучший сценарий у двух картин — «Убийство священного оленя» Йоргоса Лантимоса и «Тебя здесь никогда не было» Линн Рэмси. Главным сюрпризом, пожалуй, стал приз за режиссуру, его получила София Коппола за фильм «Роковое искушение». Лучший актер — Хоакин Феникс («Тебя здесь никогда не было»), лучшая актриса — Диана Крюгер («На пределе»). Особой премией к 70-летнему юбилею фестиваля была награждена блестящая Николь Кидман, две картины с ее участием «Роковое искушение» и «Убийство священного оленя» победили в различных номинациях основного фестивального конкурса.
Фотограф: kinopoisk.ru
Автор: Надежда Прохорова