Что такое стрит-арт? Искусство улиц или уличное искусство? В отличие от галерейного, оно доступно сотням и даже миллионам зрителей на открытом пространстве городских улиц. Художники, работающие в этом направлении, не продают билеты на свои выставки и не приглашают своих поклонников на их открытие. Их творчество доступно для всех, бесплатно, и ни к чему не обязывает.
Каждый год художники продолжают отрывать новые и подчас неожиданные формы самовыражения. Но трудно поспорить с тем, что основное направление стрит-арта - конечно, граффити.
«Где в Лондоне можно увидеть граффити?» - спросите вы. По большому счету – везде! На стенах, на заборах вокруг строек, на зданиях, запланированных под снос, и в специально отведенных для граффити районах. На окраине Сити и в близлежащих восточных районах Лондона сосредоточена основная часть лондонского стрит-арта и граффити в частности. Именно здесь: в районах Shoreditch, Hackney, Old Street, Angel и чуть севернее в районе Camden, вдоль Regent’s Canal можно увидеть все разнообразие лондонского граффити.Но загвоздка вот в чем: граффити – искусство противозаконное, и в большинстве своем не приветствуется городскими властями. В Лондоне всего несколько стен, официально «подаренных» граффитчикам градоначальниками, плюс еще несколько стен, отданных для граффити-экспериментов уже самими владельцами домов, плюс здания, запланированные под снос, судьба стен которых уже перестала интересовать их владельцев.
При этом провести грань между граффити-искусством и граффити-вандализмом не всегда просто. Зачастую сами граффити-художники спорят о том, что из современных настенных изображений достойно внимания, а что нет.
Но при этом все соглашаются в одном: художники, работающие в этом стиле, обладают ярко выраженным Эго и хотят, чтобы их работы были увидены народом. Отсюда и система авторских знаков - тегов (англ. tag), которые сопровождают почти все граффити и являются чем-то вроде «копирайта». Однако некоторых авторов вполне устраивает теггинг, и они даже не планируют стать райтерами (англ. writer).
Кстати, «традиционные» граффити-художники как раз райтеры: они пишут своим индивидуальным шрифтом слова или тексты. Изначально в 80-ые, когда граффити, пришедшее из Штатов, захватило Великобританию, его связывали с хип-хоп культурой. Спустя 30 лет из субкультуры граффити превратилось в передовое направление стрит-арта с многочисленными движениями и ответвлениями от «граффити-традиций». Помимо работ райтеров на лондонских стенах можно увидеть постеры и стикеры, а также граффити, нанесенные спрей-краской не от руки, а через трафарет. Некоторые граффитчики работают маркерами и даже кистью.
Срок жизни граффити зависит от степени известности его автора, наличия свободного места для новых граффити и усердия уборщиков улиц, которым то и дело приходится отмывать городские стены, не особо интересуясь художественной ценностью того или иного настенного рисунка. Так что жизнь граффити может продлиться от нескольких часов до многих лет. А на стене с надписью «stick no bills» любому проявлению стрит-арта грозит мгновенная «зачистка»: согласно акту о «Криминальной порче имущества» от 1971 года, нарушителям грозит штраф размером до нескольких тысяч фунтов, привлечение к общественным работам и даже тюремное заключение.
О росте популярности стрит-арта, как, впрочем, и простого вандализма, можно судить по росту расходов на очистку стен домов городскими властями. В 2002 году все районы Лондона потратили 100 миллионов фунтов на борьбу с граффити, постерами и стикерами; сейчас расходы лишь одного района составляют 400 миллионов в год!
В последние годы стало очень популярно «заказное» граффити, особенно на железных ставнях магазинов. Таким образом, их владельцы рассчитывают привлечь к своему бизнесу внимание продвинутой молодежи, несмотря на то, что граффити на ставнях видно лишь до открытия и после закрытия магазинов. Для некоторых граффитчиков это дополнительная возможность подзаработать, а кто-то из них готов делиться своим искусством безвозмездно.
Вне зависимости от того, является граффити оплаченным хозяином магазина или санкционированным владельцем дома, почти все граффитчики скрывают свои лица и не любят фотографироваться даже на фоне своих произведений. Хотя обычно они готовы поговорить по душам о граффити и стрит-арте, назвать свое имя и даже подарить визитку, но не перед объективом.
Это вполне объяснимо, так как мало кому хочется иметь дело с полицией: к тому же с момента коммерциализации граффити и, в частности, появления такого мирового бренда как Бэнкси, районные власти все еще не определили, как с достоверной точностью отличить граффити-искусство и граффити-вандализма.
Автор: Анна Федюнина