Паша, из твоей биографии известно, что ты был жутким беспредельщиком и из-за этого надолго нигде не задерживался. Это правда?
Беспредельщики – это те люди, которые устраивают беспредел, в отрыве от головы и здравого смысла, я же ничего такого особенного не исполнял. Обычная пацанская жизнь провинциального города. Но яркие ощущения я любил и люблю, и с возрастом их хочется всё больше.
Откуда ты?
Город Таганрог, тот, где с телеком разговаривают, улица Котлостроительная. Мои родители всю жизнь работали на заводе "Красный котельщик", и мы с братом - он на 9 лет старше меня - были предоставлены сами себе, никакого особенного воспитания, кроме уличного, я не помню.
В скольких профессиях ты себя попробовал прежде, чем стать актёром?
Был поваром-кондитером, поступал в медицинское училище, был учеником женского мастера в парикмахерской, учился в вечерней школе, пытался стать бодибилдером, и ещё танцором.
Почему ты нигде не задерживался?
Приходило понимание, что это всё не то, что нужно. Только на втором курсе ГИТИСа, перебегая через дорогу, меня вдруг осенило, что я пришёл к тому, чем могу заниматься всю жизнь. Тогда я почувствовал себя безумно счастливым человеком, и это состояние перманентно находится во всём моём существе и сейчас, чему я несказанно рад.
Как ты попал в кино?
Однажды режиссёр Саша Котт пришёл на дипломный спектакль "Затоваренная бочкотара", где я играл Володю Телескопова. Классный был спектакль, смешной. Спустя два года он искал актёра на главную роль в своём дебютном фильме "Ехали два шофёра". Саша пригласил меня в числе прочих на пробы. Вся эта канитель долго тянулась, потому что нужен был парень брутальнее меня. На вторые пробы я пришел небритый, с хрипотцой в голосе, и меня утвердили. Съёмки длились два месяца на запасном аэродроме в городе Красноуфимске где-то под Екатеренбургом. Время в этом месте остановилось: как построили там бараки после войны, так они и стоят, как там бухало всё мужское население, так это и продолжается, поколение за поколением. Сурово, в общем. После этого мы с Сашей работали еще дважды: над "Брестской крепостью" и над 16-серийным мистическим детективом с элементами триллера, рабочее название которого "Тёмная сторона луны". Его сейчас монтируют.
Действие триллера происходит в наше время?
Это действительно сильная история! Мой герой – опер из нашего времени, преследуя маньяка-убийцу, попадает в аварию и перемещается во времени - он приходит в себя в теле своего отца в 1979 году. То есть, пребывая в настоящем 2011-ом в коме, там в 79-ом начинает проживать папину жизнь, решать его проблемы, и своими действиями в прошлом меняет будущее… Безумно интересно написано! Думаю, равнодушных не останется. Будущей осенью будем смотреть эту историю на Первом канале.
Кто твой любимый режиссер?
Последний фильм, который меня дико впечатлил был "Девушка с татуировкой дракона" Дэвида Финчера. Я с ума сошел! Это такое мастерство, абсолютное владение жанром, ничего лишнего! Он историю рассказывает на едином выдохе, а как у него существуют актеры в кадре!… Уфф! Мне очень нравятся работы Тэрри Гиллиама и Майкла Ли, Бергмана и Мэла Брукса. Много любимых имен. Из российских режиссеров очень хочу поработать с Игорем Волошиным, Андреем Звягинцевым, Борисом Хлебниковым. Очень люблю Сашу Котта и Марюса Вайсберга. Крайний проект, который мы сделали c Марюсом, "Ржевский против Наполеона" - меганепростая вещь! Я смотрел этот фильм четыре раза, чтобы разобраться, что в нём люблю, а что не очень и почему, и понял, что Марюс поставил очень сложную задачу для выполнения. Никто ничего подобного в России сделать пока не может, я в этом уверен. Марюс точно знает, что он хочет и как этого добиться. Он профессионален и талантлив, а ещё он мой друг и просто хороший и светлый человек. Кино, правда, получилось неоднозначным - кому-то оно безумно нравится, кому-то нет. Это комедия ассоциаций, немножко пародийная и абсурдистская. Жанр, который в нашей стране, к сожалению не прижился, в отличие от Америки. Там подобное кино уже давно заняло свою нишу. Подобные фильмы приносят хорошие деньги: "Голый пистолет", "Горячие головы", "Аэроплан" и так далее. У нас немного по-другому.
А как ты вообще оцениваешь нынешнее состояние нашей киноиндустрии? Рязанов, Гайдай снимали фильмы на века, которые растаскивали на цитаты. Сейчас же на новые фильмы отечественного кинопрома зритель реагирует вяло, а порой и с сарказмом. Почему так?
К огромному сожалению, что-то очень важное утерялось. Я не могу точно сформулировать, что это. Как будто, таланта стало меньше и чистоты восприятия. Вольно или невольно сравниваешь артистов, режиссеров, драматургов тех лет, те работы, которые были ими сделаны, и то, что происходит сейчас, и понимаешь, всё это сильно отличается не в нашу пользу, к сожалению. А с другой стороны, своё, теперешнее время, свою жизнь, я бы не променял ни на что другое. Теперь есть свобода самовыражения, выбор, есть масса возможностей развиваться, как ты хочешь. Например, во времена СССР душащими щупальцами цензуры были опутаны все сферы культуры - театр, кино, телевидение, радио, вся пресса, словом, всё и все были под жёстким контролем государственных функционеров. Было большое количество по-настоящему талантливых артистов, востребованных и не очень, вследствие чего, существовала сильная конкуренция и в театре, и в кино. Тогда было много творчески неудовлетворённых людей, не имеющих возможности раскрыться, показать всё, на что они способны. А в наше время, есть любые возможности, любая информация в твоём распоряжении. Я думаю, идеального времени нет. Всегда и во всём можно найти причины для недовольства. Главное, понять, что ты на самом деле хочешь. Свою мотивацию. И всё тогда будет правильно.
Всегда и во всём можно найти причины для недовольства. Главное, понять, что ты на самом деле хочешь.Скажи, а современный кинематограф как-то реагирует на эту ситуацию? Или все делают вид, что ничего не происходит, что все нормально?
Все понимают, что происходит, все говорят об этом. Но ничего не могут с этим сделать. Мы все – часть происходящего.
Но если все всё понимают, почему до сих пор на экранах появляются фильмы, с которых хочется уйти, не досмотрев до середины?
Такое кино будет появляться всегда. Другое дело, что сейчас подобного дурацкого кино действительно очень много. Я не знаю, как этот феномен объяснить. Наверно, это риторический вопрос, если никто не знает, чем наше и предыдущее поколения отличаются от пред-предыщущих.
Ты любишь смотреть кино, в котором ты снимался?
Получается, что не очень. Я всегда этого жду, потому что с новым кино появляются новые надежды, но всегда очень нервничаю и напрягаюсь, потому что вижу много ошибок, прежде всего своих.
Но в итоге тебе нравится, как ты отработал?
Скажем так, я удовлетворён отдельными кусками. Чтобы картина понравилась целиком, в ней должны сочетаться: хороший сценарий, талантливый режиссер, понимающий, что он делает, и чувствующий жанр как минимум, адекватные артисты, оператор, грамотный продюсер, художник-постановщик, художники по костюмам, художники реквизита. И ещё всем должно повезти. Вот те немногие составляющие, которые нужны для хорошего кино. Всего лишь!
Есть ли у тебя кумиры в профессии?
Владимир Семенович Высоцкий, его я люблю больше всех. Из ныне действующих обожаю мощнейшего и выразительнейшего Сергея Колтакова. И конечно Женя Миронов, он фантастически умеет перевоплощаться.
Смотрел фильм о Высоцком?
Да. Шёл на этот фильм с большим предубеждением, рождённым от многочисленной критики. Но, в какой-то момент отключился от этой полуживой маски Высоцкого и поверил в саму историю. Во многом потому, что артисты, которые играли окружение Высоцкого, очень точно всё делали. Органичная и красивая Оксана Акиньшина, точный Ваня Ургант, неожиданный Астрахан и, конечно, Петя Буслов. Он один из очень немногих российских режиссёров, который знает, что делает. В паре моментов глаза мои заметно увлажнялись, я искренне сопереживал происходящему.
Паша, что для тебя на первом месте - кино или театр?
Я долго не мог ответить на этот вопрос, потому что понимал - и то, и другое одинаково важно для артиста, для его развития. Но совсем недавно я понял, что кино для меня комфортнее. Потому что в кино ты имеешь право на ошибки, на дубли, в театре такого права нет. Ты плотно, много репетируешь спектакль, а потом играешь его без права на ошибку и повтор.
Разве это не прибавляет адреналина?
Адреналина прибавляет, а комфорта - нет. В кино платят нормальные деньги, в театре ты их не заработаешь. Есть же семья, близкие люди, о которых нужно заботиться. Ну и честолюбивый момент, конечно, присутствует. В кино это работает быстрее. В театре каждый спектакль для меня как экзамен. Я очень волнуюсь каждый раз. Уже 16 лет этим занимаюсь, и каждый раз - это стресс! А кому нравится стресс? Никому! Но театр важен и необходим для внутреннего развития - и человеческого, и профессионального. Он обогащает. Это необходимая работа над собой, над своим эго, и, конечно, над своей техникой. Если это правильный театр и правильная пьеса, а не просто легкомысленная антреприза, то это постоянный тренинг. К счастью, у меня есть такая возможность – под чутким руководством Андрея Кончаловского уже два года играю в "Дяде Ване". А сейчас мы репетируем тем же составом новый спектакль "Три сестры", в мае должна быть премьера.
В свое время ты участвовал в театральном проекте "Кухня". Расскажи об этом.
Это был 2000 год. Олег Евгеньевич (Меньшиков – прим. ред.) тогда уже поставил "Игроков" и был бесспорной и безоговорочной звездой на российском небосклоне с большим отрывом от всех остальных актёров, на мой взгляд. Мы начали репетировать cпектакль "Кухня" по пьесе Максима Курочкина, где у меня была крошечная роль поваренка Коли Подподушкина. Репетировали полтора месяца. Параллельно был Саша Котт со своим фильмом. Когда меня утвердили на главную роль, мне пришлось сделать выбор. Я его сделал в пользу кино.
Это было оправдано?
Абсолютно уверен в этом. В том театральном проекте мне был интересен cам Олег Евгеньевич Меньшиков, его личность. Творческого интереса в "Кухне" для себя не находил. Ему, конечно, это не очень понравилось, но так получилось. Зато я познакомился с Сашей Коттом и заработал немного денег, по-моему, семь с половиной тысяч долларов. Это были мои первые "серьёзные" деньги.
Кого из своих коллег ты можешь выделить? Кто тебе нравится?
Люблю Сережу Безрукова, он очень профессиональный актёр. Мне нравится Саша Яценко, Женя Цыганов, Антон Шагин, Лена Лядова, Инга Оболдина, Ксюша Раппопорт. В общем, этих людей не так много.
Статуэтки получать я, в принципе, не против.По твоему мнению, какой из наших кинофестивалей и премий является наиболее престижным и значимым? Какую статуэтку ты хотел бы иметь дома?
Мне лично по душе "Кинотавр", там тепло и весело. А статуэтки получать я, в принципе, не против.
"Кинотавр", по твоему мнению, это больше про отдых и тусовку или про кино и искусство?
Это небольшой отрыв от производства, так сказать. В Москве так весело проводить время с коллегами не получается, у всех много дел. Что касается кино, то в кинозал Кинотавра ходить рекомендуется точечно, нужно знать режиссёра, на которого идёшь. Вообще, конкурс, мягко говоря, немного депрессушный, слишком много тёмных красок. И всё-таки 4-5 картин увидеть удаётся, иногда меньше. Часто идёшь на интересное название или какой-нибудь дебют, а выходишь из зала, не досмотрев, и думаешь: "Какого чёрта? Зачем ты портишь себе настроение?" Такое вот у нас фестивальное кино.
Довольно странное сочетание: солнце, море и жесткач.
Да, не люблю неоправданного жесткача, когда адская социалка просто рвет мозг. Нужно, чтоб за этими жёсткими историями стояла мысль, идея, причём ярко-выраженная идея, а не интеллектуально-умозрительная. Хочется видеть в этом искусство, как, например, у Ларса фон Триера. Он реально больной человек, но гений.
С кем из твоих коллег ты дружишь?
С Марюсом дружу, Тёмой Ткаченко, Сашей Коттом, Женей Цыгановым, Володей Яглычем. Мы всегда рады видеть друг друга, болтать, выпивать чай. И, слава Богу, новые интересные люди время от времени появляются рядом. Именно их появление и даёт надежду, что всё больше и больше людей хотят меняться, менять вокруг себя мир. Это здорово, когда мир вокруг тебя расширяется.
Все хотят знать был ли у тебя реальный роман с Ходченковой в фильме "Ржевский против Наполеона".
Света – очень классная девушка, лёгкий, органичный человек и действительно хорошая актриса. Мы часто целовались на съёмочной площадке и это мне, конечно, нравилось, но за пределами съёмочного процесса, мы были просто приятелями.
Ты известный и завидный московский жених. Как обстоят дела на личном фронте?
У меня есть дочь Варя, ей год и три месяца. Есть жена Даша. Так что я не жених.
И, тем не менее, ты завсегдатай многих модных вечеринок. Любишь тусоваться?
Люблю, когда это весело. А весело не часто, поэтому веселишь сам себя, создавая себе настроение. Клубы не очень люблю, мне там скучно, но люблю танцевать на тематических вечеринках. Люблю хоум-пати. А еще вкусно поесть.
Что доставляет тебе наибольшее удовольствие? У тебя есть слабости?
Самое большое удовольствие доставляют хорошие или талантливые люди. Я абсолютно преклоняюсь перед любым талантом. Очень люблю отдельные человеческие качества – доброту, деликатность, ум, юмор, остроумие. Сам я не дико остроумный человек, это не является моим призовым качеством, поэтому я обожаю таких людей - Ивана Урганта, Серёжу Светлакова, Сашу Цекало и других. Очень люблю хорошую музыку, красивые места. Люблю жить и очень люблю свою дочь. Слабости у меня есть, но зачем о них говорить? Я сам о них знаю, и этого достаточно. Могу сказать от чего я прихожу в дикую злобу и раздражение. От глупости и тупости, которой, к сожалению, много вокруг. Бесчеловечность и холодность не терплю в людях.
А равнодушие не раздражает?
Не раздражает. Я просто не понимаю, как вообще возможно быть равнодушным.
Каких кино- и театральных премьер ты ждешь в этом году?
Надеюсь, в мае в Театре Моссовета будет премьера спектакля "Три сестры" Андрея Кончаловского. Я репетирую барона Тузенбаха. В этом году должна выйти 4-х серийная работа "Всех скорбящих радость", снятая в позапрошлом году. Там я играл бородатого художника. Жду фильм "Неваляшка-2" и, конечно, жду фильм Саши Котта, о котором я уже говорил.
Твои планы на будущее?
Жить. Интересно жить.
Благодарим Театр им. Моссовета за помощь в проведении съемки.
Текст: Ася Рихтер
Фотограф: Григорий Векслер
Автор: