Кира Найтли — далеко не первая мать , решившая, что диснеевские сказки про принцесс при всей своей красоте и музыкальности приносят девочкам скорее вред, чем пользу. Мультфильмы про прекрасных девушек в беде, волшебных фей и принцев, критикуют уже давно: молодые родители все чаще запрещают своим детям смотреть старомодные сказки, а если и разрешают, то только после подробного объяснения, почему нельзя быть такой, как главная героиня. Мы выяснили, от каких именно сказок ограждают современных детей и что не так в идеальных диснеевских принцессах.
Белоснежка — это первая диснеевская
принцесса, а потому ее образ не слишком
проработан. Как персонаж, она не представляет большого интереса — это
типичная бессловесная принцесса, у которой даже в главной роли почти совсем нет
реплик и которая всегда находится в тени других, более ярких персонажей (менее
заметный персонаж в этой сказке — только ее принц). Зато Белоснежка интересна
как воплощение классического образа жертвы, зависящей только от окружающих
людей и обстоятельств: выживает она лишь потому, что ее спасают то гномы, то
охотник, то принц. Как только девушка остается без присмотра, она сразу же
попадает в беду, ведь из всех положительных качеств она наделена только исконно
«женскими»: она добра, очаровательна и трудолюбива, какой, с точки зрения
патриархального общества, и должна быть женщина. А вот ум и осторожность—
достоинства, не красящие хорошенькую девушку, которую и без этого непременно
спасут мужские персонажи. Особенно показательна сцена в конце
мультфильма: Белоснежка почти без сомнений берет
отравленное яблоко у незнакомой старухи, потому что из слепой вежливости она не
может позволить себе закрыть дверь перед подозрительным чужим человеком и
вместо того впускает его в дом. Услужливость и необходимость всем нравиться, страх
показаться грубой и невежливой — все это черты воспитанной в патриархальном
обществе женщины, с детства приученной быть для всех и во всем удобной. Главная героиня этой сказки — милая и
скромная девушка, которая даже к своим обидчикам и
врагам относится с искренней и потому несколько странной для рядового зрителя
добротой. Она молча терпит унижения, бедность и усталость от тяжелой физической
работы, улыбкой отвечает на пренебрежительное к себе отношение, изо всех сил старается угодить нелюбимой мачехе — в общем, она
идеальный образ женщины, живущей для того, чтобы обслуживать других людей: обслуживать
не только буквально, но и эмоционально. «Белоснежка
и семь гномов» (1938 год)
«Золушка»
(1949 год)
Ариэль — пожалуй, самая жертвенная героиня Диснея. Ради своего принца она
отказалась и от семьи, и от голоса — зачем он ей, если для того, чтобы привлечь
мужчину, достаточно только внешности? По мнению родителей, критикующих этот
мультфильм, такие сюжеты прививают девочкам ложные ценности и учат их тому, что
для девушки важнее не собственное счастье и не индивидуальность личности (в
случае с Ариэль она была заключена в ее уникальном голосе), а красота и
возможность быть рядом с мужчиной — возможность, без которой женщина непременно
будет страдать. Впрочем,
диснеевская версия сказки получилась довольно мягкой по сравнению с оригиналом
— Русалочка Ганса Христиана Андерсена согласилась обменять хвост на пару
прекрасных ног на условиях намного более ужасных. В оригинале сказки Русалочка
без малейшего сомнения соглашается на то, что при ходьбе она будет испытывать
невероятную боль от незаживающих кровоточащих ран и ступать, «как по острым
ножам». Но разве это может показаться несправедливо высокой ценой, когда ведьма
уверяет: «Зато все, кто тебя увидит, скажут, что такой прелестной девушки они
еще не встречали».«Русалочка»
(1989 год)
«Красавица и чудовище» (1991 год)
Из всех диснеевских сказок «Красавица и чудовище» осуждается чаще всего: по мнению критиков, мультфильм не только изображает устаревшую картину полной зависимости женщины от мужчины, но и поощряет абьюзивные отношения, основанные на грубости и насилии. Бэль, главная героиня сказки, попадает в заточение в заколдованный замок Чудовища, выслушивает его крики и угрозы, находится в постоянном страхе, но… все равно влюбляется в своего тюремщика. Отношения такого рода можно спокойно назвать проявлением Стокгольмского синдрома — состояния, при котором жертва оправдывает поведение агрессора и даже начинает испытывать к нему беспричинную симпатию.
В то же время сказка о Красавице и Чудовище транслирует прекрасную идею о том, что внешняя красота — это вовсе не главное качество человека. Мораль сказки очевидна: гораздо важнее то, что скрыто внутри, ведь можно полюбить и ужасное чудовище. Жаль, что это касается только мужчин — поменяй героев местами, и прекрасный юноша вряд ли полюбил бы Чудовище женского пола, каким бы удивительным ни был бы ее внутренний мир.
Фотограф: Кадры из фильма
Автор: Мария Соловкина